Вступительное слово переводчика: Sectumsempra. навела на довольно интересные и вдумчивые разборы серий, и хотя автор, кажется, в паре мест запуталась в последовательности, достоинств статьи это не умаляет. В общем, представляем ревью первой серии «Элементарно».
Автор: Элли Джонсон
Оригинал: Pilot series premiere review
читать дальшеМеня глубоко раздражает то количество яда, которое до премьеры вылили на создателей «Элементарно» как поклонники Шерлока Холмса в целом, создатели сериала ВВС «Шерлок», так и обычные телезрители, мельком увидевшие в превью, что Джон стал Джоан, и решившие приникнуть к хору негодующих. Думаю, это очевидно, что подобные обвинения и полные бессмысленной ненависти комментарии унизительны и никому не нужны, и я говорю это как поклонница сериала ВВС, которая с нетерпением ждёт начала съёмок третьего сезона. Стивен Моффат не первый, кто пытается адаптировать произведения Конан Дойля, и определённо не будет последним. И будучи поклонницей самого Холмса и всего, что с ним связано, я очень хочу увидеть как можно больше версий этого персонажа.
Дело вот в чём: Шерлок Холмс – это персонаж, который пережил множество интерпретаций: в лице Джереми Бретта (телесериал «Приключения Шерлока Холмса»), Бэзила Рэтбоуна (серия фильмов, снятых с 1939 по 1946), Роберта Дауни-младшего в недавних фильмах Гая Ричи, Бенедикта Камбербетча в «Шерлоке» ВВС, – легендарный сыщик вдохновил даже малыша Бастера Китона на фильм «Шерлок-младший» 1924-го года. Теперь и у Джонни Ли Миллера появился шанс воплотить на экране этот глубокоуважаемый и, в случае данного критика, глубоко любимый образ.
Серия начинается с того, что Джоан Уотсон спешит на первую встречу с Шерлоком Холмсом, который только что выписался из реабилитационного центра после прохождения курса лечения от наркозависимости. Отец Шерлока, не верящий, что сын сможет удержаться от рецидива, на шесть недель нанимает бывшего хирурга Джоан Уотсон в качестве товарища по отрезвлению с условием, что она будет сопровождать Шерлока, куда бы тот ни шёл. Джоан недавно потеряла свою медицинскую лицензию и теперь вынуждена бороться с душевными муками и тяжестью от лишения той части жизни, которая давала ей чувство самоудовлетворения и делала её состоявшейся как личность. Шерлок потерял наркотики, которые давали ему возможность убежать от реальности. Создатель сериала Роберт Доэрти принял изящное решение, позволив своим персонажам начать экранный путь с не самого удачного для них жизненного периода, таким образом, дав им возможность расти на протяжении сезона. И без сомнения путь этот не будет лёгким, он будет полон неверных шагов и неизбежных неудач. Но именно за этим и будет интересно наблюдать зрителям, потому что излечение как тела, так и гордости – процесс всегда трудоёмкий.
Зрители, как и Уотсон, впервые видят Шерлока, заглядывая в его окно. В каждой своей инкарнации Шерлок Холмс – загадочный человек, ведущий уединённый образ жизни. В новой версии он также непостижим, неординарен и обладает нечеловеческим багажом знаний, но в то же время Миллер привносит в образ дух бродяжничества и некую чуткость. В исполнении Камбербетча и Рэтбоуна Холмс холодный, отстранённый и властный, а в исполнении Дауни-младшего и Миллера – почти мрачно-игривый, ногами он стоит на земле, но в то же время ум его где-то далеко. Этим данный персонаж и замечателен: каждую его инкарнацию мы наблюдаем на расстоянии, но всегда имеем возможность постигать глубину его характера.
Уотсон незамедлительно занимает место в жизни Шерлока, привносит в неё порядок и не мирится с его нравом. Люси Лью идеальна в роли Уотсон: она невероятно харизматична и не спускает Шерлоку его высокомерия. Всех горячо недовольных решением взять на роль доктора женщину премьерная серия должна убедить в абсолютной абсурдности этих протестов. Джоан Уотсон блистает на экране. Она очаровательна, обладает сильным характером, а её платоническую химию с Шерлоком Миллера сложно не заметить. Подобным кастингом следует восхищаться, а не отпускать в его адрес издёвки. То, что Уотсон – женщина, никоим образом не преуменьшает положительные и интересные черты персонажа, наоборот, это их подчёркивает. И здесь мы снова встречаем новое и качественно воплощённое осмысление любимого персонажа.
Вскоре после встречи героев вызывают на место преступления, дабы Холмс смог применить свои детективные способности. Обстоятельства таковы: врач возвращается домой и обнаруживает, что жены нет дома. Возможных версий две: женщина убита или похищена неизвестными. По прибытии Шерлок понимает, что в собранной информации отсутствует нечто важное. У пропавшей молодой женщины накануне был гость – кто-то, кого она знала. Холмс выясняет это, найдя ещё одно дно стакана, что означает, что стаканов было два, что означает, что в квартире находилось двое людей. Шерлок ложится на пол, заглядывает под шкаф и вытаскивает оттуда довольно большой осколок. Всё не может быть так просто. Проблема вот в чём: в реальности команда криминалистов излазила бы помещение вдоль и поперёк и сама бы нашла улику. Весь смысл существования Шерлока Холмса заключается в том, что он видит и замечает то, что другие не могут. Авторам сериала не следует приносить в жертву умственные способности всего полицейского департамента, чтобы пролить свет на предполагаемую гениальность Холмса.
Новое открытие приводит к следующему – вышеупомянутая женщина перенесла пластическую операцию, что заставляет Шерлока исследовать дом и таким образом обнаружить, что пол в спальне накренён, – нет, некомпетентность полиции уже просто смехотворна, – и крен ведёт к входу в убежище, где и находится тело считавшейся пропавшей женщины. Холмс заявляет, что порой он хотел бы ошибаться.
Уотсон и Холмс рыщут по улицам Нью-Йорка в надежде найти ключи к раскрытию убийства. Одно из достоинств этого города в том, что он имеет ту же атмосферу суматохи, что и Англия. И Нью-Йорк, и Англия служат как декорациями к истории Холмса, так и сами по себе являются полноценными персонажами наравне со своими жителями. Нью-Йорк привносит в сериал некую таинственность и обеспечивает его красивыми пейзажами для фона, как например тот, когда Уотсон находит Холмса на крыше, где он наблюдает за пчёлами и мысленно пишет книгу. Интересный и красочный город для двух хорошо продуманных, интересных персонажей.
В течение расследования какие-то вещи перестают сходиться. Шерлок обращает более пристальное внимание на доктора, и во время весьма эмоционального разговора последний, не выказав ни тени раскаяния, фактически признаётся в убийстве жены и уходит по своим делам. Я повторюсь, авторам очень, очень и очень нужно создавать более интересных злодеев, более интересные преступления, чтобы каждое новое дело не являлось просто инструментом для развития дружбы Уотсон и Холмса.
Ослеплённый яростью от признания, Шерлок берёт машину Джоан и врезается на ней в машину доктора. Холмса тут же арестовывают и держат в участке, пока недовольная его поведением Уотсон не вносит за него залог. До сих пор не остывший от подобного фиаско Шерлок срывает на ней злость, обнажает все её страхи и сожаления, пока Джоан не теряет терпение, не вылетает пулей из дома и не отправляется в оперу, куда первоначально намеревалась взять с собой и Шерлока.
И вот здесь повествование делает новый, но хороший поворот. Холмс следует за Уотсон в оперу и извиняется. Пусть он расчетлив, но ему не чужды человеческие эмоции, и он осознаёт, что причинил другому боль. Этот Холмс не контролирует свои чувства двадцать четыре часа в сутки, а образ гения-одиночки – есть лишь внешний образ. Мы видим человека, который боролся и борется с наркозависимостью, находится под колпаком у деспотичного отца, мы видим человека, сердце которого было разбито и который недавно покинул свой дом. Этот Шерлок уязвим и таковым его нам представляют. Мы понимаем это к концу серии, и нам не приходится снимать слой за слоем, чтобы угадать стороны его характера. Миллер мимикой передаёт эмоции своего персонажа, и они находятся в гармонии с тем, как тот прописан и как прописана Уотсон, и мы действительно видим, что они с Шерлоком равны. Ранимость уместна, когда её не используют просто, чтобы придать персонажу драматизма и заставить зрителей его жалеть.
Если говорить честно, детективная составляющая серии не сильно влияет на общую канву повествования: доктора выводят на чистую воду и арестовывают, а Шерлок и Джоан отправляются дальше навстречу новым загадкам. Акцент делается на зарождающейся дружбе между главными героями. Всем скептикам, считающим, что сюжет выльется в обычное сексуальное напряжение и обмен сладострастными взглядами, скажу: создатели сериала приложили все возможные усилия, чтобы доказать обратное. Джоан и Шерлок выглядят как приятели, как двое людей, которые могут стать очень близкими друзьями, пройдя вместе огонь, воду и более приятные моменты жизни. Пусть способ их знакомства, их пол и манера поведения отличаются от других интерпретаций, но та единственная константа – та исконная связь между героями остаётся и крепнет день ото дня, и именно эта связь вне зависимости от декораций приковывает к себе внимание зрителей.
Большая часть серии состоит из деталей, тех штрихов характера, которые позволяют зрителям забыть о не самой новаторской подаче детективной линии. Если персонажи хорошо прописаны, если мы можем им симпатизировать, игнорировать недостатки сюжета становится легче. Это такие детали, как любовь Уотсон к бейсболу (по рассказам Конан Дойля доктор был спортсменом и играл в регби), Шерлок, ждущий Джоан и помогающий ей надеть пальто (по тем же рассказам Холмс был бесстрастным, флегматичным, но не намеренно грубым).
Эта первая серия разожгла мой интерес к сериалу. Химия между исполнителями главных ролей ощутима и притягательна, и в их взаимоотношениях действительно имеется увлекательная динамика. Однако чтобы мой интерес и интерес любого другого зрителя не угас, авторам необходимо придумывать более увлекательные преступления для Шерлока. В их распоряжении целое изобилие произведений сэра Артура Конан Дойля, и очень жаль, что они решили их совсем не использовать. Если создатели сериала будут придерживаться подобного подхода, им следует объяснить, почему. Что имеется такого интересного в сюжетах «Элементарно», что оригинальные загадки оказались не у дел? Мне не нужен ещё один сериал о расследовании преступлений; мне нужен сериал, – да, ещё один, – рассказывающий историю Холмса и Уотсона и их совместных приключений. Именно это заставляло меня переворачивать страницу за страницей, идти в кинотеатр на два фильма Ричи и Дауни, именно это заставляет меня ёрзать на месте в ожидании новых серий моффатовского «Шерлока». Если бы мне был нужен обычный детектив, обычная дружба двух персонажей, похожих на тот знаменитый дуэт, я бы села смотреть «Доктора Хауса». У «Элементарно» есть огромный потенциал, замечательные персонажи и актёры, от которых не хочется отрывать глаз. Ему нужно только одно – убедить меня. Убедить меня и зрителей у телеэкранов, что мы наблюдаем за персонажами из мира Шерлока Холмса, а не за ординарными детективами. Потому что, как, думаю, сказал бы сам Шерлок, это просто скучно.
«Элементарно». Ревью 1х01, Pilot
Вступительное слово переводчика: Sectumsempra. навела на довольно интересные и вдумчивые разборы серий, и хотя автор, кажется, в паре мест запуталась в последовательности, достоинств статьи это не умаляет. В общем, представляем ревью первой серии «Элементарно».
Автор: Элли Джонсон
Оригинал: Pilot series premiere review
читать дальше
Автор: Элли Джонсон
Оригинал: Pilot series premiere review
читать дальше