Раз пошла такая пьянка, выложу-ка я статью, взбудоражившую мой неокрепший мозг в ту пору, когда я получил в наследство от кого-то очередную книжку рассказов сэра Артура. Книжка была из восьмидесятых, уже продвинутая, без цензуры и умалчивания о зависимости Холмса, например, как в старых книгах. И в конце ее прилагалось несколько статей на тему, среди которых и эта, под названием "Уотсон был женщиной!"
Автор - Рекс Стаут, что какбэ очень даже круто, IMLTHO. Кстати из-за этой статьи я очень спокойно воспринял информацию о превращении Джона в Джоан.
Если вы вдруг не читали ее, статья для вас. Ну и освежить не помешает.
ЗЫ: Не стоит воспринимать статью на веру, я думаю, что писатель тоже изрядно иронизировал в процессе создания теории. Просто она интересная. В 1934 году появились два общества поклонников самого, наверное, известного сыщика всех времен - Шерлока Холмса. Это были Sherlock Holmes Society в Лондоне и The Baker Street Irregulars в Нью-Йорке. Существуют эти общества и сегодня, так же, как и близкий нам Wolfe Pack.
Название американского общества - The Baker Street Irregulars - происходит от выражения самого Шерлока Холмса. Именно так, "Нерегулярной армией с Бейкер-стрит", Холмс называл своих помощников, подростков-беспризорников, которые частенько участвовали в его расследованиях.
Интересно, что во время второй мировой войны так же, The Baker Street Irregulars, в шутку называли британскую спецслужбу Special Operations Executive основанную по указанию Уинстона Черчилля для проведения спецопераций в тылу фашистов. Дело в том, что штаб-квартира Special Operations Executive была расположена на знаменитой Бейкер-стрит в доме №64.
Членами американского общества The Baker Street Irregulars были такие известные люди, как Франклин Делано Рузвельт, Гарри Трумэн, Айзек Азимов и другие. Был среди них и автор Ниро Вульфа и Арчи Гудвина - Рекс Стаут.
Ежегодно в январе в Нью-Йорке проходит ужин, на котором участники общества рассказывают о тех или иных интересных вопросах, связанных с Шерлоком Холмсом.
Так вот, в 1941 году, на таком ужине выступил Рекс Стаут с сенсационным заявлением: "Уотсон был женщиной!"
Полный текст выступления Рекса Стаута можно скачать
здесь или прочитать ниже в переводе В. Воронина.
Уотсон был женщиной! +прода в комментахВы простите мне мой отказ выпить вместе с вами "за светлую память второй жены Уотсона", когда узнаете, что для меня это было вопросом совести. Я не мог заставить себя стать молчаливым соучастником мистификации. Ведь второй жены Уотсона никогда не было, как, впрочем, никогда не было и первой. Скажу вам больше: никогда не было доктора Уотсона.
Прошу вас, не вскакивайте с мест!
Как все верные поклонники, я время от времени заглядываю в Священную книгу (которую непосвящённые называют рассказами о Шерлоке Холмсе), чтобы отдохнуть и развлечься, но недавно я перечитал её всю, от начала до конца, и меня поразил один странный факт, напомнивший мне случай с собакой в ночи. Странность поведения той собаки в ночи состояла, как все мы знаем, в том, что она не лаяла, а странность поведения Холмса в ночи состоит в том, что мы никогда не видим, как он ложится в постель. Некто по фамилии Уотсон, автор записок о Холмсе, снова и снова подробнейшим образом описывает все прочие мелочи домашнего обихода в квартире на Бейкер стрит – ужины, завтраки, обстановку, времяпрепровождение дождливыми вечерами, но ни разу не показывает, как Холмс или Уотсон отходят ко сну. Чем это объяснить? – спрашивал я себя. Чем объяснить столь неестественное и упорное молчание, больше того, явную скрытность в отношении одного из самых приятных эпизодов в распорядке дня ?
Это показалось мне подозрительным.
Самые неприятные из возможных объяснений, приходивших мне в голову, – скажем, что у Холмса были вставные зубы или что Уотсон носил парик – я отверг как нелепые. Они были слишком уж тривиальны и, я бы сказал, не отдавали зловещей тайной. Но игра была начата, и я принялся искать отгадку в единственном доступном мне месте – в самой Священной книге.
И на первых же страницах, в повести "Этюд в багровых тонах", я обнаружил следующее признание:
"Редко когда он ложился спать после десяти вечера, а по утрам, как правило, успевал позавтракать и уйти, пока я еще валялся в постели".
Я был несказанно удивлен, потрясён. Как могло случиться, что столь явный ключ столько лет оставался не замеченным многими миллионами читателей? Ведь так может говорить только женщина о мужчине! Перечитайте это новыми глазами:
"Редко когда он ложился спать после десяти вечера, а по утрам, как правило, успевал позавтракать и уйти, пока я еще нежилась в постели". Это же самый настоящий, неподдельный рассказ жены о собственном муже! Стой, не спеши с выводами, сказал я себе. Ты же не занимаешься праздными домыслами, а ищешь доказательства для установления факта. Да, это, вне всякого сомнения, речь женщины, рассказывающей о мужчине, но рассказывает ли это жена о муже или любовница о любовнике... Должен признаться, я покраснел. Я покраснел за Шерлока Холмса и захлопнул книгу. Но мое любопытство уже разгорелось, подобно пожару, – вскоре я вновь раскрыл книгу на том же месте и чуть дальше прочёл:
"Читатель, пожалуй, сочтет меня отпетой охотницей до чужих дел, если я признаюсь, какое любопытство возбуждал во мне этот мужчина и как часто я пробовала пробить стенку сдержанности, которой он отгораживал всё, что касалось лично его".
Еще бы она не пробовала! Из кожи вон лезла. Бедняга Холмс! Она даже не берет на себя труд воспользоваться каким-нибудь расхожим эвфемизмом вроде "я хотела лучше его понять" или "я хотела разделить с ним все", нет, она с вопиющей откровенностью объявляет: "я пробовала пробить стенку его сдержанности"! Я содрогнулся и впервые в жизни почувствовал, что Шерлок Холмс был не Богом, а человеком – и человеком страдающим. Теперь вопрос о том, мужчина или женщина Уотсон, был решён для меня окончательно. Без всякого сомнения, это была женщина, вот только жена или любовница? Я стал читать дальше. Буквально через пару страниц я натолкнулся на такое признание: